С 17.02.2024г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 132 «Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», разделом IV которого определены особенности оформления допуска к государственной тайне руководителей и членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В связи с изложенным, в случаях оформления арбитражным управляющим (руководителям саморегулируемых организаций арбитражных управляющих) доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, утверждения арбитражных управляющих в деле о банкротстве в случае, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражным управляющим (руководителям саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), руководителям территориальных органов Росреестра (сотрудникам подразделения по защите государственной тайны территориального органа Росреестра) необходимо строго руководствоваться указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2024 № 132.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» и приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2005 № 10 «Об утверждении Инструкции по организации работ по оформлению допуска к государственной тайне руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и арбитражных управляющих» утратили силу.
Новыми правилами определены изменения порядка допуска к Гостайне
- порядок оформления, переоформления, прекращения допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне;
- формы учетной документации, необходимые для оформления такого допуска;
- порядок доступа граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.
Форм допуска (в зависимости от степени секретности сведений, составляющих гостайну) предусмотрено по-прежнему три:
- первая - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Вместе с тем в новых Правилах уточнен перечень оснований для отказа гражданину в допуске к гостайне. К таковым дополнительно отнесены: включение в реестр иноагентов, нарушение требований законодательства РФ о гостайне и наличие у гражданина или его близких родственников гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Ряд изменений касается порядка разработки, направления на согласование, хранения номенклатуры должностей работников, допускаемых к государственной тайне.
Так, в новых Правилах предусмотрено, что номенклатура должностей территориально обособленного подразделения организации, по месту расположения которого осуществляются работы со сведениями, составляющими гостайну, разрабатывается отдельно от номенклатуры должностей организации.
Расширен перечень сведений, указываемых в сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей организации на согласование в орган безопасности.
Предусмотрены случаи, когда номенклатура должностей подлежит переработке в обязательном порядке. Это необходимо, в частности, при внесении в номенклатуру должностей значительных (более 30%) изменений.
Закреплен срок хранения номенклатуры должностей и изменений к ней - не менее 3 лет после утверждения новой номенклатуры должностей.
У кадровых подразделений (работников, ведущих кадровую работу) организаций появится новая обязанность в связи с оформлением (переоформлением) допуска гражданина к гостайне - проверить, размещены ли на официальном сайте Минюста России сведения о гражданине в реестре иностранных агентов, и по результатам произвести соответствующую запись в его анкете.
Есть и некоторые другие отличия новых Правил от Инструкции 2010 г.
Для тех, кому необходимо детально изучить разницу между этими двумя документами, в ближайшее время мы подготовим их Сравнительный анализ.
Напомним, что недавно были обновлены также правила допуска к государственной тайне для граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, лиц без гражданства, иностранных граждан (см. постановление Правительства РФ от 24 января 2024 г. № 58).
В заключение отметим, что необходимость в актуализации правил обусловлена тем, что 1 февраля 2024 г. вступили в силу изменения, внесенные в Закон о государственной тайне и Закон о порядке выезда из РФ и въезда в РФ в августе прошлого года Федеральным законом № 432-ФЗ (далее - Закон № 432-ФЗ).
Так, например, в редакции ст. 21 Закона о гостайне, действующей с 01.02.2024, в том числе предусмотрено, что в отношении граждан, призванных на военную службу или военные сборы, не является обязательным предоставление собственноручно заполненной анкеты установленной формы и получение их согласия на оформление допуска к государственной тайне. Необходимость закрепления в законе данного положения, исключающего добровольный порядок оформления допуска к гостайне гражданам, призванным на военную службу или военные сборы, разработчики поправок ранее объясняли увеличивающимся с каждым годом количеством граждан, отказывающихся оформлять допуск к государственной тайне, требующийся им для исполнения обязанностей военной службы.
Расширился предусмотренный ст. 22 Закона о гостайне перечень оснований для отказа должностному лицу и гражданину в допуске к гостайне.
Уточнен порядок оформления допуска к гостайне для адвокатов, участвующих в судопроизводстве по делам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, а в Законе о порядке выезда из РФ и въезда в РФ закреплены нормы о передаче адвокатом, право на выезд из РФ которого ограничено в связи с доступом к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, загранпаспорта на временное хранение в выдавший его госорган, и о предварительном уведомлении адвокатами, осведомленными в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, ФСБ (его территориального органа) и СВР России о выезде из РФ.
Кроме того, в Законе о порядке выезда из РФ и въезда в РФ появилась новая статья, в которой определен перечень обстоятельств (смерть близких родственников, необходимость экстренного лечения, необходимость личного присутствия в связи с принятием наследства и некоторые иные), при возникновении которых гражданам РФ, ограниченным в праве на выезд из Российской Федерации в связи с их осведомленностью в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях либо в связи с прохождением государственной службы (работой) в органах федеральной службы безопасности / увольнением с военной службы в органах федеральной службы безопасности, могут разрешить краткосрочный выезд за границу.